Пятница
15.11.2019
05:36
Категории раздела
Открытые уроки [2]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    5 школа
    Главная » Статьи » Открытые уроки » Открытые уроки

    «Часы» педагог-психолог Подбуцкая Т.А.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Разминка

    Члены группы – «атомы», свободно двигающиеся по комнате под музыку, по сигналу ведущего «атомы» объединяются в «молекулы» по 2-5 человек. Последний раз объединяются все члены группы.

    Упражнение

    Ведущий предлагает участникам представить себе любые часы: их форму, цвет, размер — и выбрать, какой деталью в этих часах они хотели бы быть (1–2 минуты). Затем он просит участников нарисовать эти часы и изобразить на рисунке выбранную деталь (5–10 минут). После того как рисунки будут готовы, участники по очереди показывают их другим членам группы и называют деталь в часах, которой они могли бы быть.

    Введение в сказку

    Теперь мы встанем, повернемся вокруг себя 3 раза, скажем волшебное заклинание «Абра-кадабра», хлопнем один раз в ладоши и теперь мы с вами оказались в сказке.

    Ведущий. Сегодня вы познакомитесь со сказкой «Часы». В часах было много разных деталей, похожих на те, которые назвали вы, и первое время детали почти не обращали внимания друг на друга, но затем… Итак, послушаем, что же с ними произошло.

    На прилавке магазина лежали часы: маленькие и большие, легкие и тяжелые.

    Среди них выделялись одни — очень изящные часики. Яркий циферблат, блестящие стрелочки и сияющий корпус привлекали внимание многих покупателей.

    — Сейчас нас купят, — гордо говорил Циферблат, увидев, как внимательно смотрит на них очередной покупатель. — И все потому, что я своим ярким цветом затмеваю всех конкурентов.

    — И вовсе не поэтому, — возражали ему Стрелочки. — При чем тут ваш цвет, если из-за нашего блеска его все равно не видно? Это мы своей красотой и изяществом так привлекаем покупателей.

    — Ну и фантазерки вы, — смеялся Корпус. — Где это вы у себя нашли изящество? Вот я — другое дело, я — само совершенство. Только посмотрите на меня.

    И он подвигался ближе к самой яркой лампочке.

    Упражнение «Моя ценность»

    Ведущий предлагает участникам вспомнить свою деталь в часах и рассказать, почему они выбрали именно ее, что в ней есть важного, ценного и значимого, незаменимого.

    Участники по очереди, начиная с ведущего, идентифицируются с выбранной ими деталью и рассказывают о ее назначении и важности места, занимаемого в часах.

    Например: «Я — часовая стрелка. Без меня невозможно узнать, который сейчас час. Я точна, несгибаема и надежна».

    Продолжение сказки

    Итак, в часах было очень много важных деталей, но покупатели смотрели куда-то вверх, с сожалением вздыхали и разочарованно уходили.

    — Как жаль, — говорили они, — такие красивые часы и такая неприятность.

    — Что происходит? — встревожился Циферблат, после того как очередной покупатель не захотел их купить.

    — Не знаем, — сказали Стрелочки и тоже посмотрели вверх.

    Над прилавком висели Большие часы.

    — Уважаемые, что вы такое делаете, что все отказываются нас покупать? — недовольно спросили у них Стрелочки.

    — Мы показываем точное время, — ответили Большие часы. — А ваше с ним, к сожалению, не совпадает. Вы так заняты своими спорами, что постоянно отстаете.

    — Мы отстаем? — удивились Стрелочки. — Да мы сейчас обгоним всех!

    И они начали крутиться так быстро, словно стремились обогнать само время.

    — Торопитесь, торопитесь, спешите, — подбадривал их Циферблат. — Покажем всем, чего мы стоим.

    — И нас сразу купят, — поддерживал Корпус и подвигался еще ближе к яркой лампочке.

    Вот так быстро крутились и вертелись все детали, как вдруг Корпус вскрикнул:

    — Ой, у меня что-то кольнуло в боку!

    — Ой, — воскликнули вслед за ним Стрелочки и безвольно повисли на винтике, вокруг которого крутились.

    — Ну и работнички, — хмыкнул Циферблат. — То отстают, то спешат, а сейчас и вовсе упали и шевельнуться не могут.

    — Что с нами? — спросили Стрелочки у Больших часов.

    — Ваш механизм расстроился, — сказали те. — Вы его совсем загоняли.

    — Какой механизм? — удивленно спросил Циферблат.

    — Тот, что спрятан в Корпусе, — пояснили Большие часы.

    — Ах, этот, — безразлично сказал Циферблат, вспомнив про невзрачные шестеренки и пружинку. — Ну и что?

    — А то, что без него часы не пойдут.

    — Наши часы не пойдут из-за каких-то шестеренок? — удивились Стрелочки. — Да вы шутите, уважаемые. Всем известно, что часы идут потому, что двигаемся мы.

    И Стрелочки важно подняли вверх свои носики.

    — Ну что же, идите, — сказали Большие часы и отвернулись.

    Как Стрелочки ни старались, им не удалось сдвинуться с места даже на одно деление.

    — Я всегда знал, что не вы здесь самые главные, — сказал Циферблат и, посмотрев на Большие часы, спросил: — И что же нам теперь делать?

    — Надо вызвать Мастера, — ответили Большие часы и громко зазвонили.

    Упражнение «Без других я не смогу»

    Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Без других я не смогу…»

    Говорить следует от имени своей детали.

    Например: «Я браслет. Без других я не смогу сообщить людям о точном времени и моя функция будет совершенно иной — только украшение».

    После того как все участники озвучат свои предложения, ведущий предлагает им проанализировать, какое отношение непосредственно к ним имеют высказывания из двух упражнений: «Моя ценность» и «Без других я не смогу».

    Продолжение сказки

    Мастер открыл корпус ручных часов и увидел выскочившую шестеренку.

    — Мы что, остановились из-за этой мелочи? — возмутились Стрелочки.

    — Это не мелочь, а часть вашего механизма, — сказали Большие часы. — Без нее вы — просто набор деталей. Видимо, вам следует научиться уважать тех, кто трудится вместе с вами для общего дела.

    — Уважать какую-то Шестеренку? — фыркнул Корпус. — Да ее даже не видно за мной.

    — Может быть, и не видно, но без ее исправного хода лежать вам долго, и даже не здесь, а где-нибудь на складе Ненужных вещей, — ответили Большие часы.

    — Да? — удивился Циферблат. — И что же нам делать?

    — Уважать каждую деталь и слаженно работать, — повторили Большие часы.

    — А как это? — уточнили Стрелочки.

    — Посмотрите на работу Мастера и подумайте.

    Мастер тем временем аккуратно смазал все Шестеренки, поставил выпавшую на место и подкрутил Пружинку, из-за которой часы опаздывали.

    — Значит, точный ход часов зависел от Пружинки, а не от нас? — удивились Стрелочки. — Действительно, надо присмотреться к работе нашего механизма.

    И они с любопытством засунули свои носики внутрь Корпуса.

    Перед Стрелочками открылся незнакомый мир. Шестеренки находились в непрерывном движении. Каждая из них кружилась вокруг своей оси и одновременно соприкасалась с другими. Пружинка то сжималась, то разжималась в такт движению шестеренок, а неизвестный Валик проходил сквозь одну сторону Корпуса наружу, туда, где находилась Заводная головка.

    — А ты почему здесь? — спросили у нее Стрелочки. — Почему не в Корпусе?

    — Я служу для связи механизма часов с Человеком, помогаю ему привести Шестеренки в движение. А еще я могу помочь вам показывать более точное время, — ответила Заводная головка и добавила: — Но, впрочем, когда весь механизм работает слаженно, моя роль незаметна.

    — Да, — призадумались Стрелочки, — как много мы не знали!

    — И я, — сказал Циферблат.

    — И я, — добавил Корпус. — Раньше я думал, что моя главная задача — привлекать покупателей, а оказывается, внутри меня находится очень важный, точный и хрупкий механизм, и мне следует лучше заботиться о нем и беречь его. Я ведь не только красивый, но и крепкий, прочный. Совсем забыл об этом.

    И Корпус вздохнул.

    — Нам всем есть о чем подумать, — сказали Стрелочки и, посмотрев на Большие часы, добавили: — Спасибо за помощь, уважаемые.

    — Всегда рады помочь, — ответили Большие часы и громко зазвонили.

    Мастер закрыл корпус ручных часов, завел их и положил на прилавок.

    — Мы — команда! Как здорово! — подумали Стрелочки и впервые почувствовали связь со всем механизмом.

    Упражнение «Скульптура»

    Ведущий. Сейчас я предлагаю вам сделать скульптуру Часов. Для этого нужно выбрать скульптора и определить, какой деталью в часах вы хотите быть. Это может быть та деталь, о которой вы рассказывали в начале занятия, или другая, новая.

    В течение отведенного времени (10 минут) скульптор составляет из участников скульптуру Часов, помогая каждому определить свое место. После того как скульптура будет составлена, участники показывают часовой механизм в действии.

    Обсуждение

    Важно, чтобы каждый участник определил свое реальное место в группе и стратегию поведения. Ведущий может предложить участникам ответить на следующие вопросы:

    — Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)?

    — Хотел бы ты что-то изменить? (При этом желающие могут найти себе другое место или занять иное положение.)

    — Как ты сейчас себя чувствуешь?

    — Появились ли у тебя новые возможности?

    — Что ты можешь делать сейчас, чего раньше не мог?

    — Какой твой вклад в целое?

    — В какой мере ты воспринимаешь себя как часть целого?

    Завершая обсуждение, ведущий может подчеркнуть, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего произведения.

    Окончание сказки

    — Дорогой, посмотри, какие красивые часики! — вдруг послышался женский голос.

    — Не только красивые, но и точные, — добавил мужской.

    — Я куплю их, — произнесла девушка.

    — Наконец-то, — подумал Корпус.

    Он внимательно осмотрел каждую деталь внутри себя и мягко опустился на женскую руку: пришло время служить.

    Обсуждение игры

    Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какие выводы для себя они сделали, каков, по их мнению, смысл данной сказки.

    Завершение занятия

    Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказкой. Теперь мы встанем, повернемся вокруг себя 3 раза, скажем волшебное заклинание «Абра-кадабра», хлопнем один раз в ладоши и теперь мы с вами оказались в нашем классе.

    1. . Обратная связь. 

    Упражнение «Клубок». Клубок передается по кругу, учащиеся, прижимая его к сердцу,  говорят: «Я  возьму собой в реальную жизнь...».

     

    Педагог-психолог: « Спасибо, ребята, вам за сегодняшнее занятие. Вы сегодня очень хорошо поработали и мне хочется предложить вам игру в которой аплодисменты сначала  звучат тихо, а затем звучат все сильнее и сильнее.»

    Ведущий начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аппладируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д.. Последнему участнику аппладируют уже вся группа.

    Ведущий:  Спасибо еще раз вам ребята за занятие. До свиданья».

    Использованная литература:

    1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
    2. Стишенок И.В. Сказка в тренинге.: коррекция, развитие, личностный рост. СПб.: Речь, 2006.
    3. Школьный психолог. 2009г. № 17
    4. Школьный психолог. 2009г. № 18
    Категория: Открытые уроки | Добавил: Vasiliy_211 (22.04.2014)
    Просмотров: 201 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]